Права потребителя при обнаружении недостатка товара
Осуществляя покупку, потребитель надеется, что приобретает качественный товар, который прослужит ему долго. Но к сожалению, случается, что товар оказывается бракованным, либо через небольшой промежуток времени выходит из строя.
Многие покупатели предпочитают не связываться с продавцами из-за отсутствия свободного времени, либо небольшой стоимости сломавшегося товара.
Однако есть еще одна причина – не знание своих законных прав при покупке товара ненадлежащего качества. В данной статье будут рассмотрены права потребителя при обнаружении недостатка товара.
Необходимо знать, что действующее законодательство о защите прав потребителей содержит понятия недостатка товара и существенного недостатка товара:
недостаток товара - несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
И так, обнаружив в приобретенном товаре недостаток, потребитель должен обратиться к продавцу, с претензией, в которой необходимо указать предъявляемое требование.
Закон о защите прав потребителей предоставляет потребителю право выбора, предъявляемых требований, а именно:
- потребовать замены на товар этой же марки;
- потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Однако, следует сделать уточнение. На сегодняшний день существуют разграничения: товар и технически сложный товар (Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924).
Указанные выше требования потребитель может предъявить продавцу при обнаружении недостатков в обычном товаре в течение всего гарантийного срока.
Если, приобретенный товар является технически сложным, то потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
- предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
Обращаем внимание потребителей, что данные требования могут быть предъявлены только в течение пятнадцати дней со дня передачи товара. Если недостаток товара обнаружился после пятнадцати дней, то указанные требования должны быть удовлетворены в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара (срок не должен превышать 45 дней);
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Юрист Сорокин М.Л.