Этапы ликвидации организации
Недействующих юридических лиц, о которых попросту забыли их учредители, намного больше, нежели подобных индивидуальных предпринимателей. Объясняется это достаточно просто: нюансы законодательства таковы, что ИП обязан выплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд даже при заморозке деятельности. Поэтому закрыть ИП, а потом снова открыть намного выгоднее и проще, нежели приостановить деятельность на какое-то время.
С организациями же дело обстоит немного по-другому. Если оформленных сотрудников нет, то и выплат никаких не требуется, а поэтому юридическое лицо может находиться в «подвешенном» состоянии достаточно долго.
Чаще всего такие организации попросту продают, так как сделать это оказывается намного проще, нежели пройти процедуру ликвидации. Но если продажа невозможна по каким-либо причинам,а дальнейшее содержание нецелесообразно, то имеет смысл пройти процедуру ликвидации, состоящую из нескольких шагов, а именно:
- Оформить положение о ликвидации. Это документ, оформленный в результате решения собрания акционеров, а если владельцем является один человек, то решение учредителя.
- Уведомить соответствующие контролирующие органы. Для этого в течение 3-х дней после принятия официального решения о ликвидации, вы должны предоставить уведомление о нем в налоговую службу, приложив также протокол акционерного собрания или соответствующее решение учредителя. Также уведомление об этом необходимо направить в ПФР и ФСС. Специальной процедуры для этих учреждений не существует, поэтому уточняйте нюансы прямо на месте.
- Опубликовать информацию о ликвидации в СМИ, а также уведомить кредиторов. Согласно законодательству, информация о ликвидации обязательно должна публиковаться в СМИ с обязательным указанием сроков, в которые контрагенты могут обратиться с требованиями о взыскании задолженностей (не более 2-х календарных месяцев). Эта информация обязательно публикуется в «Вестнике государственной регистрации», а также направляется контрагентам-кредиторам.
- Сообщить работникам об увольнении, а также уведомить об этом службу занятости. Всех сотрудников необходимо поставить в известность о закрытии предприятия за 2 месяца до его ликвидации, а после направить уведомление об этом в Службу занятости населения, указав квалификацию, заработную плату и условия труда каждого из них.
- Сдать ликвидационный баланс (сейчас только промежуточный) в налоговую службу. Правил и требований на этот счет нет, обычно баланс составляется согласно правилам бухгалтерской отчетности.
- Рассчитаться с задолженностями в порядке очередности, установленном ГКРФ. Сначала выплачивается компенсация ущерба, далее – долги по заработной плате. Через месяц после этого погашаются все долги перед государственными службами и лишь потом оставшиеся кредиты.
- Составить окончательный ликвидационный баланс с учетом выплат по задолженностям и кредитам.
- Направить отчет в ПФР и ФСС по всем работникам, уволенным с предприятия, с указанием причины ликвидации предприятия.
- После всех процедур акционеры могут разделить оставшееся имущество и лишь потом подать в налоговую пакет документов: заверенное нотариусом заявление, ликвидационный баланс (окончательный) и квитанцию по уплате государственной пошлины.
Эти документы можно подать лично, отправив по почте заказным письмом или через портал гос услуг в электронном виде. В любом случае, через пять дней после их получения, налоговая должна вам выдать документы, свидетельствующие о закрытии предприятия.